- исламский фундаментализм
- Понятие фундаментализма первоначально возникло в Соединенных Штатах Америки. Именно так стали называть возникшее в 10-х гг. XX в. в южных штатах протестантское религиозное течение, отвергавшее любую критику Библии или какуюлибо новую трактовку ее положений. Это была радикально-консервативная реакция на усиление либерального по своей сути протестантского рационализма. Позднее термин "фундаментализм" приобрел более широкое значение. Им стали обозначать стремление не допустить пересмотра догматических социальных, политических или религиозных норм. Это же понятие включает и стремление вернуться к истокам, "очиститься" от всего постороннего, наносного. Фундаментализм может быть идейно-политическим, например коммунистический фундаментализм, а может быть и религиозным, например исламский (см. братья-мусульмане, ваххабизм). Именно И. Ф. наиболее известен в современном мире. Его чаще всего и ассоциируют с исламским терроризмом. Это не совсем верно, поскольку сам по себе фундаментализм в любой сфере не требует обязательного использования экстремистских средств для достижения поставленных на его основе целей. Не всякий фундаменталист является радикалом и тем более террористом, и не всякий террорист вдохновляется идеями религиозного или политического фундаментализма. Но все же И. Ф. может быть идейной основой терроризма, потому что на его почве могут возникать и крепнуть те настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока. Это настроения антизападные, антиамериканские и антиизраильские. Антизападные настроения подпитываются со стороны И. Ф., потому что он крайне враждебно относится к процессу модернизации и ко всему, что с этим процессом отождествляется. Модернизация долгое время в исламских и вообще в незападных странах воспринималась как вестернизация, т. е. заимствование западного опыта, западных ценностей и институтов. Исламские фундаменталисты призывают вернуться к правовым и бытовым нормам шариата, теократическому правлению и крайне негативно относятся к западным секуляристским традициям, западным социально-политическим институтам и ценностям. Кроме того, негативное восприятие Запада связано и с историческим прошлым — многочисленными вооруженными конфликтами между христианами и мусульманами, колониальной политикой западноевропейских государств. И в современном мире странам Запада принадлежит лидирующая роль в экономике и политике, они доминируют в информационно-культурном пространстве, а многие мусульманские страны остаются бедными. Поскольку Запад часто ассоциируется именно с Соединенными Штатами Америки, то антизападные настроения трансформируются в антиамериканские. Этому способствует и растущая активность США в международных делах, их усиливающееся в условиях глобализации присутствие во многих регионах мира. Например Усама бен Ладен, чьи убеждения сформировались под воздействием И. Ф, свое решение начать активную террористическую деятельность против США обосновывал американским военным присутствием в святых для мусульман местах. Первые террористические акции "Аль-Каиды" были направлены против американских военнослужащих и американских военных баз, находящихся в непосредственной близости от этих мест, на территории Саудовской Аравии. Антиизраильские настроения у последователей И. Ф. также обусловлены тем, что Израиль сегодня контролирует Иерусалим и претендует на него как на собственную официальную столицу, в то время как этот город является одной из святынь исламской религии (см. арабо-израильский конфликт и палестинский терроризм). С И. Ф. связана деятельность других известных современных террористических организаций — "Исламский джихад", "Джама Исламийя", "Хамас", "Хезболлах" и др.
Террор и террористы: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Ланцов С. А.. 2004.