- Бакунин
- Михаил Александрович (1814—1876) — известный русский революционер и теоретик анархизма. Закончил артиллерийское училище в Санкт-Петербурге и некоторое время служил в армии в чине прапорщика. Уже в период военной службы увлекся философией и после выхода в отставку продолжил занятия этой наукой. В 1840 г. он выехал за границу и поступил в Берлинский университет, где от изучения теории постепенно перешел к политической деятельности. За опубликованные в зарубежной печати статьи революционного содержания в 1844 г. Б. был объявлен царским правительством государственным преступником и заочно приговорен к лишению всех прав и пожизненной ссылке в Сибирь. Б. был хорошо знаком и тесно общался с К. Марксом и П. Ж. Прудоном, что отразилось на его взглядах. Он принимал активное участие в революции 1848 г. После поражения Дрезденского восстания в 1849 г. был арестован и дважды — саксонским и австрийским судами — приговорен к смертной казни. В итоге Б. был выдан австрийским правительством русским властям и заключен в Петропавловскую крепость. Там он написал свою знаменитую "Исповедь", обращенную к Николаю I, в которой пытался изобразить раскаяние. После смерти Николая I взошедший на престол Александр II заменил Б. пожизненное заключение ссылкой в Сибирь. В 1861 г. Б. совершил побег за границу и через Северную Америку вновь попал в Западную Европу. Там он принимает активное участие в революционном движении, поддерживает связи с первыми русскими революционными террористами, в частности, с С. Г. Нечаевым. После создания в 1864 г. К. Марксом I Интернационала Б. стал его членом. Но затем, разойдясь с К. Марксом на идейной почве, основал собственный "Альянс социальной демократии". Несколько раз Б. пытался организовать революционные восстания во многих западноевропейских странах. Последняя такая попытка имела место в итальянском городе Болонья за два года до смерти русского революционера. Б. стал самым известным теоретиком анархизма второй половины XIX в. и горячим сторонником идей революционного насилия. Свои идеи Б. изложил в трех основных произведениях: "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1873) и "Государственность и анархия" (1873). Он полагал, что русский народ является социалистом и революционером по своей природе, что русскому народу присущи традиции противогосударственности и бунтарские инстинкты. Задача же революционеров состоит в организации повсеместных стихийных вооруженных выступлений против государственной власти и ее представителей. Особую ставку Б. делал на маргинальные слои общества и даже уголовные элементы. Разбой, считал он, является "почетнейшей формой русской народной жизни", поскольку в нем проявляется важнейший "инстинкт свободы". "Разбойник, — утверждал теоретик анархизма, — это герой, защитник, мститель народный, непримиримый враг государства и всего общественного и государственного строя... боец на жизнь и смерть против всей чиновно-дворянской и казенно-поповской цивилизации". Много говоря о стихийной природе революционных процессов, в действительности Б. возлагал надежды на деятельность небольших хорошо организованных групп революционеров. Такие группы должны исходить из принципов революционной целесообразности, т. е. фактически Б. взял на вооружение известную формулу: цель оправдывает средства. Он проповедовал двойную мораль, в соответствии с которой быть правдивым, честным, искренним можно только среди единомышленников, сторонников революционных идей, а с противниками следует быть хитрым, неискренним, по отношению к ним можно применять насилие. Такой подход существенным образом отразился на практической деятельности не только анархистов, но и представителей иных направлений революционного терроризма в России и в других странах.
Террор и террористы: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Ланцов С. А.. 2004.