- маоизм
- — термин, обозначающий совокупность идей, концепций и практику их осуществления, связанных с именем председателя ЦК "Коммунистической партии Китая" (КПК) Мао Цзэдуна (1893—1976). Идейное наследие Мао Цзэдуна крайне противоречиво. В нем можно найти как воспроизведение догм сталинского "марксизма-ленинизма", так и оригинальные суждения и мысли самого лидера китайских коммунистов. В разное время Мао Цзэдун высказывал прямо противоречащие друг другу положения, часто отклонялся то "влево", то "вправо" от ортодоксальной коммунистической доктрины. Особенности интерпретации и практического использования идей Мао Цзэдуна выразились в трех основных формах: 1) в самом Китае; 2) в странах Юго-Восточной Азии; 3) в странах Западной Европы и Латинской Америки.1) По отношению к Китаю применение термина М. не совсем корректно, поскольку этот термин имеет некитайское происхождение. В современных официальных документах КПК используется термин "марксизм-ленинизм — идеи Мао Цзэдуна", суть которого определяется как "соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции". Причем указывается, что содержание этого учения обнаруживается не только и не столько в произведениях покойного председателя ЦК КПК, но и партийных документах, появившихся после его смерти. Сами идеи Мао Цзэдуна разделены на "правильные" и "неправильные". К "неправильным" отнесены разного рода левацкие установки времен "большого скачка" (1956—1959) и "культурной революции" (1966—1969), осужденные после устранения "банды четырех" (Цзян Цин, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь, Чжан Чуньцао) и начала экономических реформ в КНР в конце 70-х гг. Из идейного наследия Мао Цзэдуна в современном Китае более всего используется концепция "новой демократии", оправдывающая существование смешанной экономики — "социализма с китайской спецификой".2) Многие коммунистические партии Юго-Восточной Азии были тесно связаны с китайскими коммунистами еще с 30—40-х гг. После победы китайской революции в 1949 г. эти партии еще больше стремились копировать опыт КПК. Из "арсенала" идей Мао Цзэдуна азиатские коммунисты брали, прежде всего, те положения, в которых говорилось о приоритете вооруженного насилия ("винтовка рождает власть"), делалась ставка на партизанские формы вооруженной борьбы (теория "народной войны") и на ведущую роль крестьянства в этой борьбе (теория "окружения города деревней"). Коммунистические партии, вставшие на путь "идей Мао Цзэдуна", например в Бирме (ныне Мьянма), Малайе, втянулись в затяжные многолетние партизанские войны, часто сопровождавшиеся террористическими акциями. Но потеряв в 80-е гг. поддержку Китая, они исчезли как организованная сила. В некоторых случаях влияние М. подталкивало компартии к силовому захвату власти, и такая авантюра для "Коммунистической партии Индонезии" в 1965 г. закончилась катастрофой (см. белый террор). Наиболее одиозный пример негативного воздействия восточно-азиатского М. на коммунистическое движение в этом регионе — это практика "красных кхмеров" в Камбодже. В условиях, когда КНР проводит политику "открытых дверей", привлекает иностранные инвестиции, допускает частное предпринимательство, делает стратегическую ставку на развитие рыночной экономики, левоэкстремистские прокитайские группировки в Юго-Восточной Азии почти полностью исчезли. Исключение, пожалуй, составляют Филиппины, где наряду с легально существующей компартией есть еще так называемая "Коммунистическая партия Филиппин идей Мао Цзэдуна", пытающаяся возобновить партизанскую войну, которую филиппинские коммунисты вели в 40-е — начале 50-х гг. XX в. Вооруженные формирования маоистской компартии называются "Новой народной армией" и вместе с более многочисленными и активными исламскими экстремистскими группировками, используя террористические методы, стремятся дестабилизировать ситуацию в этой стране.3) В Западной Европе М. приобрел популярность у части леворадикально настроенной молодежи в конце 60-х гг. XX в. Эту молодежь привлекала ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе с мировым империализмом. Руководство КПК, пытаясь перехватить у КПСС гегемонию в коммунистическом движении, выделяло деньги на создание и содержание ориентировавшихся на Китай леворадикальных организаций. В них вступали те, кто был недоволен "ревизионизмом" просоветских компартий. На некоторых европейских левых интеллектуалов большое влияние оказала китайская "культурная революция". В ней они увидели народное восстание против бюрократического сталинистского режима. Кроме того, вызывали их симпатию провозглашавшиеся и осуществлявшиеся в это время в Китае принципы крайнего эгалитаризма.Афористическое высказывание Мао Цзэдуна "бунт — дело правое", обращенное к китайским хунвейбинам и цзаофаням (т. е. красным охранникам и бунтарям), вдохновляло многих участников студенческих волнений в конце 60-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. Маоистские группировки здесь были малочисленными и маргинальными. Крайне радикальные идеи и экстремистские установки, характерные для западноевропейской версии М., толкали ее приверженцев на прямые насильственные действия, в том числе и к терроризму. Всплеск левого терроризма в Западной Европе в 70-е гг. был обусловлен и этим фактором.В Латинской Америке маоистскими идеями также увлекались крайне левые элементы в региональном коммунистическом движении. Здесь на китайские деньги пытались создавать альтернативные по отношению к просоветским компартиям структуры. Однако в Латинской Америке левые радикалы (см. радикализм) пытались еще связать китайский и кубинский опыт партизанской войны, соединив ее с городской герильей (исп. — партизанская война). Подобный синтез подтолкнул многих латиноамериканских левых к терроризму.Сегодня влияние М. в Западной Европе сошло на нет. В Латинской Америке единственной террористической группировкой, на идеологию и политическую стратегию которой оказал влияние М., является перуанская "Сендеро луминосо".
Террор и террористы: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Ланцов С. А.. 2004.