- национализм
- Под Н. можно понимать идеологию, политику, общественную психологию и общественную практику, сущностью которой являются идеи национальной исключительности, обособленности и пренебрежения к другим нациям. Н. можно понимать и как некую политическую платформу, консолидирующую тот или иной этнос в нацию. В современном мире чаще всего Н. выступает в первой модификации. В прошлом он нередко возникал именно как идейно-политическая платформа народов, стремившихся к собственной эмансипации, но затем перерождался в свою агрессивно-шовинистическую разновидность. Н. может быть политическим или культурным. Политический Н. стремится к созданию государств на этнической основе. Культурный Н. направлен на сохранение целостности народа, его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух условиях: если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной оценки других культур и если не стремится возродить и распространить архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса. Впервые Н. активно проявил себя в европейской политической жизни в 1815—1871 гг. как интегрирующий фактор. Тогда впервые в европейской истории была сформирована идейная платформа, на которой должна была произойти консолидация ранее политически разделенных этносов — немецкого и итальянского. В отличие от французов и англичан, живших в этнически однородных государствах, итальянцы и немцы были разбросаны на территории нескольких десятков средних, малых и мельчайших государственных образований. Процессы модернизации в Западной Европе первой половины XIX в. создавали объективную основу для объединения итальянского и немецкого народов в отдельные нации. События же Великой французской революции и продемонстрированная ими идея нации подготовили идеологическое обоснование подобного шага. Первоначально как германская, так и итальянская общенациональные идеи были обличены в радикально-демократическую форму. Джузеппе Гарибальди боролся не просто за объединение своей родины, а за утверждение республиканской формы правления революционным путем. Однако в реальности государственное объединение и Германии, и Италии было проведено не "снизу", а "сверху", и не радикальными демократами, а монархическими и консервативными кругами. При этом оказалось, что к моменту объединения процесс консолидации немецкого и особенно итальянского этносов еще не завершился. Этот процесс продолжался и после создания единой государственности. Об этом свидетельствует знаменитое выражение: "Мы создали Италию. Теперь будем создавать итальянцев". Второй тип Н. можно назвать "разъединяющим национализмом". Этот тип Н. активно проявил себя в 1871—1890 гг. и был связан с развитием полиэтнических государств Восточной Европы. К середине XIX столетия практически всю Восточную и Юго-Восточную части Европейского континента занимали три обширные империи — Австро-Венгерская, Российская и Османская (Турецкая). Во всех трех империях проживали десятки народов, отличавшихся между собой языком, культурой, религией, уровнем экономического развития. Эти народы в разное время были включены в состав той или иной империи и оставались там вплоть до начала XX столетия. Первоначально Н. возник здесь в культурной форме. Государственная власть, как правило, с недоверием относилась к культурной активности национальных движений и часто воздвигала препятствия для их деятельности. Тем самым власти сами подталкивали национальные движения к политическому Н, главной целью которого было образование самостоятельных национальных государств. Распространение национальной идеологии способствовало во многих восточноевропейских странах ускорению процессов перехода этносов к высшей форме своего существования — нации. Особенно это касается чехов, проживавших в Австро-Венгрии, финнов, входивших в состав Российской империи, поляков, разделенных между Германией, Австро-Венгрией и Россией. Переход Н. в политическую форму сопровождался усилением его агрессивности. На первый план выступало этноцентрическое видение мира, пренебрежительное отношение к другим народам. Причем агрессивные черты стали обнаруживаться не только в становлении наций, не обладавших собственной государственностью, но и в деятельности господствующих этнических групп (например "Черная сотня" в России). Н. оказал сильное воздействие на внешнюю политику государств, что привело к двум мировым войнам. Н. стал важным компонентом идеологии и политики крайне правых, в том числе фашистских партий и движений, использовавших террористические методы в достижении своих целей. Во второй половине XX в. из-за распада колониальной системы национальные движения наиболее активно проявили себя в афро-азиатских странах. В конце столетия снова обострились межнациональные отношения, усилились националистические проявления. Н. стал важнейшим компонентом идеологической платформы организаций и групп, имеющих отношение к этническому терроризму.
Террор и террористы: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Ланцов С. А.. 2004.